Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС)

Что такое ЕГАИС и нужна ли она в рознице? Государство планирует контролировать весь оборот алкогольной продукции на рынке с помощью ЕГАИС. Статистика свидетельствует о том, что почти 30% алкоголя в России производится незаконным путем. Это означает, что каждая третья бутылка является нелегальной (подделанной).

Несомненно, на рынке алкогольной продукции не хватает контроля, но это же какой колоссальный стресс для предпринимателей!

Если вы являетесь владельцем магазина, расположенного на территории России, то с 1 января 2016 года вам необходимо предоставлять информацию в ЕГАИС о закупках любой алкогольной продукции, даже если вы торгуете только пивом. В июле вступает в силу требование об отчете о любых розничных продажах. Каждая единица товара должна будет проходить через систему отчета. Об этом говорится в Федеральном законе № 182-ФЗ с длинным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

ЕГАИС в рознице

Автономная касса АТОЛ FPrint-90С получения заказа для вас начнется работа с ЕГАИС в рознице. Вы получаете алкогольную продукцию и сверяете ее количество с бумажной и электронной накладной. Электронный документ должен поступить из информационной системы на ваш компьютер с установленной на нем товароучетной программой, поддерживающей ЕГАИС. Вы принимаете накладную от поставщика и подтверждаете покупку в ЕГАИС, если данные сойдутся с накладной. В случае, если количество единиц продукции не совпадает с накладной или имеются поврежденные акцизные марки, вы можете отклонить накладную или зафиксировать расхождения в ЕГАИС.

Если все данные сходятся, и вы подтвердили факт покупки в ЕГАИС, вам необходимо загрузить информацию о товарах в кассовую программу, которая также должна быть установлена в рознице в соответствии с требованиями ЕГАИС. На каждой бутылке с алкогольной продукцией есть специальная марка, на нее нанесен двумерный штрихкод Micro PDF417. В этом коде зашифрована информация о производителе и лицензии, а также другие характеристики продукта.

Вот вы и приобрели алкоголь, расставили его по полкам и начинаете торговать. Приходят покупатели, выбирают нужную позицию и собираются за нее расплатиться. Кассир считывает информацию со штрихкода бутылки с помощью 2D-сканера, затем товар добавляется в чек. В это же самое время кассовая программа генерирует xml-файл и отправляет его в Универсальный Транспортный Модуль. Это приложение, которое обменивается данными с сервером Росалкогольрегулирования. Имеено там формируется квитанция с цифровой подписью магазина и штрихкодом, которая направляется в кассу. Только после этого чек закрывается. Так продажа каждой бутылки или коробки с алкогольной продукцией фиксируется онлайн в системе ЕГАИС в розничной торговле в 2016 году.

Продажа свершилась

При покупке товара покупатель получает от кассира чек, но не простой, а с двумерным штрихкодом. Данный код подтверждает, что факт продажи зафиксирован в ЕГАИС. Код на чеке будет один (вне зависимости от количества купленного спиртного). Далее покупатель может сам проверить подлинность алкоголя, когда считает этот код с помощью своего мобильного телефона.

Но, если все будет работать правильно, то в проверке штрихкода покупателем не должно быть смысла. Если же код не считается сканером на кассе, то система зафиксирует попытку продажи контрафактного (нелегального) алкоголя, и заблокирует ее. Вот, что такое ЕГАИС для розницы.

В случае сбоя

Если в магазине внезапно отключится интернет, то торговлю алкоголем можно будет некоторое время продолжать. Специальная программа для ЕГАИС сохранит данные о каждой свершенной продаже. Программное обеспечение передаст данные в РАР, как только появится интернет, и сеть снова заработает. Чеки покупателям будут закрываться. Предполагается, что работать в таком режиме можно не более трех дней. В случае, если поломка не будет устранена в течение данного периода времени, продажа алкоголя должна быть приостановлена.

Следует отметить, что при приеме вообще нет необходимости сканировать товар. Любой акт приемки и непосредственно работа с поставщиками ведется в рамках электронного документооборота в ЕГАИС, по объемным показателям.
До 2018 года алкогольное декларирование остается. В 2018 году, когда ЕГАИС начнет работать на всех предприятиях, которые осуществляют оборот алкогольной продукции, декларации отменят.

В какие сроки необходимо подключиться к ЕГАИС

Все организации, торгующие алкоголем в розницу, должны фиксировать в ЕГАИС факт закупки алкоголя с 1 января 2016 года. Это относится к городским, а также сельским торговым точкам. Еще одна важная дата — 1 июля 2016 года. С данного периода все эти организации будут обязаны фиксировать в ЕГАИС розничные продажи.

Следует отметить, что руководство Росалкогольрегулирования дало некоторые поблажки поставщикам и розничным продавцам алкоголя до конца апреля 2016 года. Это означает, что ЕГАИС не должен быть установлен к сроку. Однако, Федеральные службы информируют, что в период ввода новой системы в эксплуатацию у ее пользователей могут возникнуть сложности, по причинам, не зависящим от них самих. Таким образом, если выявятся некоторые нарушения, то за них не будут наказывать со всей строгостью.

Если поставщик планирует закупать алкоголь с марта месяца, а не с января, то он может подключиться к ЕГАИС с марта месяца. Но, если он захочет списать товар или вернуть его поставщику, то ему необходимо подключиться к ЕГАИС.

В случае, если у поставщика сохранятся остатки товара до 1 января 2016 года, их не нужно ставить на баланс. Но появится необходимость в подключении к ЕГАИС, если предприниматель захочет вернуть товар поставщику.

Новые правила, касающиеся продажи пива

Индивидуальные предприниматели, которые занимаются продажей пива, пивных напитков, сидра и медовухи, должны предоставлять информацию о закупке слабоалкогольных напитков в ЕГАИС, согласно новым правилам 2016 года. Они и большинство представителей, торгующих алкоголем в розницу, должны делать это с 1 января. Однако, новые правила не предусматривают контроль и фиксацию продаж пива в 2016 году.

obshmainЕГАИС в общепите

Различные официальные инстанции отвечают на этот вопрос следующим образом: предприятия общественного питания, торгующие алкогольной продукцией, должны подтверждать в ЕГАИС его закупку. Но закон не предусматривает фиксацию продаж в ЕГАИС для кафе и ресторанов.

Плюс добровольного подключения к ЕГАИС организации общепита в том, что, если вы отправляете данные о продажах в ЕГАИС, то можно не пользоваться журналом учета розничных продаж. В вашем личном кабинете этот журнал будет заполняться автоматически.

Для кого нет необходимости подключаться к ЕГАИС?

Не нужно подключаться к ЕГАИС:

Производителям пива, пивных напитков, сидра и медовухи объемом не более 300 тысяч декалитров в год;

Производителям вина и игристого вина (шампанского) из собственного винограда;

ЕГАИС не предусмотрен для ИП, которые торгуют в розницу пивом, пивными напитками, сидром и медовухой (что касается фиксации продаж). Сюда также относятся организации общественного питания (кафе и рестораны).

От ЕГАИС временно освобождены:

Организации, располагающиеся на территории Республики Крым и Севастополя. Сюда подпадают организации, торгующие алкоголем в розницу и ИП, которые реализуют в розницу пиво и другие слабоалкогольные напитки. С 1 января 2017 года необходимо будет начать фиксировать в ЕГАИС факты закупки алкоголя в городских поселениях. Для сельских поселений перенос сроков ЕГАИС еще больше – им нужно будет подключиться 1 января 2018 года.

Организации, продающие алкоголь в розницу в сельской местности, с населением 3 тыс. человек, там, где в магазины пока не проведен интернет. По продажам у них отсрочка до 1 июля 2017 года. Что касается фиксации закупок, никаких отсрочек нет. На данный момент списки поселений, получающих отсрочки еще не составлены.

Журнал учета алкогольной продукции, продаваемой в розницу

Ведение такого журнала является необходимостью с 1 января 2016 года. В этом журнале фиксируются номер, дата розничной продажи, штрихкод, наименование продукции, код вида продукции, емкость в литрах и количество. Данные о поставках алкоголя в журнале не отображаются. Росалкогольрегулирование утвердило форму его ведения специальным приказом №164 от 19.06.2015.

Такой журнал разрешено вести в бумажном, а также электронном виде. Требования к ведению журнала будут считаться выполненными, если вы подключены к ЕГАИС. Но следует отметить, что фиксация розничных продаж алкоголя в ЕГАИС станет обязательной только 1 июля 2016 года, тогда как журнал необходимо начать вести с 1 января. В итоге, полгода придется фиксировать в нем продажи отдельно.

Если предприниматель ведет торговлю в розлив, то данные в журнал заносятся при вскрытии тары. Необходимо полностью заносить вес и объем тары.

Заполнение журнала — это обязанность всех организаций, занимающихся оборотом алкоголя, а также ИП, которые продают пиво и другие слабоалкогольные напитки. Однако, индивидуальные предприниматели, которым нет необходимости информировать ЕГАИС о продажах, будут обязаны отображать их в журнале. Необходимо вести отдельный журнал по каждой торговой точке.

Данные из журнала понадобятся для ежеквартального заполнения деклараций.

Последствия не подключения к ЕГАИС

Если торговая точка не подключена к ЕГАИС, то с 1 января 2016 года продавать алкогольные напитки ей запрещено (это касается и торговли пивом). Ответственность за факт неподключения к ЕГАИС точно такая же, как и за продажу спиртного без сопроводительных документов. Юридическое лицо будет оштрафовано на сумму от 150000 до 200000 рублей, штраф за несоблюдение требований, касающихся подключения к ЕГАИС для руководителя компании (физического лица) составит 15000 рублей. Статья 14.19 КОАП это предусматривает.

Такая же ответственность наступит и для предпринимателей, которые к ЕГАИС подключились, а товар не сканируют. Если это нарушение нечаянное, то информация с товара попросту не считается и, когда такой товар будет продан, данный факт может быть расценен как незаконный оборот алкогольной продукции. Таким образом, каждый предприниматель, торгующий алкоголем, должен позаботиться о том, чтобы распродать товар с поврежденными марками до июля месяца.